Аналитический обзор
ВЛИЯНИЕ КАРАНТИНА НА РЫНОК ЖД ПЕРЕВОЗОК
Карантин и самоизоляция внесли коррективы во все сферы жизни: привычные схемы работы пришлось срочно переформатировать в соответствии с реалиями нового времени. Туристическая отрасль больше всего пострадала от пандемии коронавируса. На примере жд перевозок мы рассмотрели динамику изменения продаж билетов с января по май 2020.
Динамика продаж электронных жд билетов 2020 к 2019
Продажи электронных жд билетов значительно снизились в марте, апреле и мае 2020 по сравнению с 2019: это обусловлено возникшей в марте 2020 пандемией, отменой более половины поездов и введением ограничений в передвижении.
Однако в мае 2020 года наблюдается постепенное снижение отрицательной динамики против прошлого месяца.
Динамика продаж жд билетов в структуре каналов продаж
Самоизоляция изменила предпочтения пассажиров при выборе канала покупки жд билетов. В марте-апреле 2020 увеличилось количество прямых офлайн продаж* (жд кассы). В этот же период снизилась доля покупок жд билетов через прямой онлайн канал*, постоянный уверенный рост которой наблюдался с июля 2019. Однако, в мае доля покупок через прямой онлайн канал начала возвращаться к своим прежним показателям. На агентском рынке наблюдалось небольшое снижение доли продаж.
* По оценкам компании «Инновационная мобильность». Не является официальными данными.
Объём возврата электронных жд билетов 2019 - 2020
В январе-феврале 2020 доля возврата от общего количества проданных электронных жд билетов осталась примерно на уровне аналогичного периода прошлого года (рост 1%).
Начиная с марта 2020 на фоне пандемии доля возвращенных билетов резко увеличилась к прошлому году: в марте 2020 – на 25%, в апреле – на 47%.
Однако, в мае 2020 число возвратов снизилось в 3 раза по отношению к среднему уровню возвратов в марте и апреле 2020 и составило 11%, что обусловлено изменением глубины продаж билетов, в связи с предпочтением пассажиров приобретать жд билеты непосредственно перед поездкой, минимизируя риски, связанные с отменой поезда.
Объём возврата электронных жд билетов 2019 - 2020
Высокая доля реализованных жд билетов в период январь – март 2020 приходится на жд билеты глубиной продаж за 0-2 суток и 3-7 суток до отправления, что составляет 64% от общего количества проданных билетов.

В 2020 по отношению к 2019 произошло сокращение глубины продаж в 2 раза: 80% доли проданных билетов в 2020 приходилось на глубину продаж в периоде от 0 до 14 суток, в 2019 – от 0 до 30 суток.


Изменение динамики продаж жд билетов 2020 к 2019. Топ-10 городов
Основная доля спада продаж* в 2020 по отношению к 2019 приходится на билеты в города Краснодарского края и в среднем составляет -70%, что связано с введением в регионе режима самоизоляции для прибывающих. Доля продаж билетов в остальные города, входящих в Топ-10 по популярности у россиян, сократилась в 2020 к 2019 в среднем на 48%.

* Представлено снижение доли продаж билетов за период январь – май 2020 по отношению к аналогичному периоду 2019.
Города ранжированы по разнице объёма продаж (янв-май 2020 к янв-май 2019) от большего к меньшему.

Динамика продаж жд билетов по классам вагонов
С марта 2020 в связи со снижением востребованности в перевозках было отменено движение части поездов, в том числе на основных популярных маршрутах, у которых основная доля составов сформирована из сидячих вагонов. Таким образом, произошло распределение доли продаж билетов по типам вагонов: за период март-май 2020 по отношению к 2019 сократилась доля проданных билетов с местами для сидения в среднем на 6%, «Купе» – на 5%, а доля билетов «Плацкарт» выросла на 11%.
По вопросам сотрудничества:
Техническая поддержка
    Москва, ул. Авиаконструктора Микояна, д.12
    О Компании:
    ООО «ИМ»
    Для официальных обращений: